Факторинг
В повседневной жизни, в общении людей между собой, фактор понимается как некий источник воздействия, влияния на ту или иную деятельность, определяющий основные признаки тех или иных объектов. Изначально это слово имело рыночный смысл. В словаре Даля «фактор» определяется как «комиссионер, исполнитель частных поручений…». Организация факторинга берет свое начало в XVII в. в Англии был создан Дом факторов (House of Factors). Факторы – торговые агенты занимались поиском надежных покупателей, хранением и сбытом товара. Отсюда и слово фактория, как торговая контора, отдаленный склад. Того же происхождения и слова фактура.
Сегодня в английской торговой практике факторами называют агентов, наделенных полномочиями от других лиц продавать и покупать товары, занимать деньги под обеспечение этими товарами. Факторами также называют менеджеров по управлению недвижимостью. В Шотландии этим занимается, например, Factors House. По сравнению с агентами других категорий факторы обладает наиболее широкими полномочиями. Операции, которые они производят, называются факторингом.
В области кредитования под факторингом понимаются услуги, которые банк или факторинговая компания оказывают как агенты-посредники компаниям, представляющим своим партнерам отсрочку платежа. По договору факторинга банк погашает задолженность кредиторам компании-заемщика. В услуги факторинга также входит мониторинг задолженностей покупателя, контроль за исполнением дебиторами сроков оплаты, проведение сверок, обеспечение поставщика информацией о текущей дебиторской задолженности и т.д.
Факторинг дает возможность компенсировать недостаток оборотных средств и ускорить процесс реализации товара (работ, услуг) и оплаты их покупателем. Условия факторинга: наличие уже существующих долгосрочных договорных отношений с покупателями (обычно не менее трех месяцев) или надежность покупателей. К таковым, например, относятся известные торговые сети и операторы связи. Факторинг относится к коротким финансовым операциям и осуществляется, как правило, в течение не более трех месяцев.
Согласно определению ГК РФ (ст. 824) по договору факторинга финансовый агент передает клиенту денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к должнику, а клиент уступает финансовому агенту это денежное требование. То есть фактические долги (денежные требования) продаются кредитором финансовому агенту, который выплачивает клиенту (кредитору) причитающийся ему долг должника за вычетом собственных интересов и комиссии. При наступлении срока платежа по указанным суммам, финансовый агент взыскивает их с должника.
Преимущества факторинга заключаются в том, что пополняя оборотные средства с помощью факторинга, появляется возможность предложить покупателям более гибкие условия оплаты и тем самым увеличить объем продаж и прибыли. Банковский факторинг позволяет провести оптимальное финансирование растущих продаж в случае недостатка собственных оборотных средств.
Стоимость факторинговых услуг зависит от размера передаваемой на факторинг дебиторской задолженности. От степени диверсификации данной задолженности. От среднего срока оборачиваемости уступаемой дебиторской задолженности.
Виды факторинга:
• факторинг внутренний
• факторинг внешний
• факторинг с регрессом и без регресса
• факторинг открытый и закрытый
• факторинг реверсивный
• факторинг для работ и услуг
• факторинг с частичным регрессом
Кредиты наличными
Кредитные карты
|